Сергей Зотов:

«Я призываю читателя думать»

Что такое объективный реализм? Что мы понимаем под такими понятиями, как «реальность», «познание»,
«физическая реальность», «метафизическая реальность», «Высший Разум - Бог», «человек и социальные системы»,
«рациональное общество и рациональная система»?
Автор книги - Сергей Сергеевич Зотов - излагает свой оригинальный взгляд на устройство Вселенной
и человеческого общества, выдвигает новые философские идеи. А объективная логика его рассуждений
приводит к неожиданным и интересным выводам 
 
- Сергей Сергеевич, как Вы подошли к теме объективного реализма, как родилась идея создания книги?
- Сначала была учеба в институте, где я получал высшее юридическое образование. Одним из предметов была философия - дисциплина, занимавшая меня с юных лет. Постепенно возник серьезный интерес к этой науке, в чем немалая заслуга преподавателей. Не обходилось и без горячих споров, а они требуют аргументированно отстаивать свою позицию. Потом продолжал изучать философию самостоятельно. Естественно, по ходу возникали вопросы, что-то было непонятно, в трудах каких-то авторов выявлялись противоречия и бездоказательные утверждения. Тогда, для наглядности и чтобы упорядочить информацию, я стал делать уже собственные заметки. В результате длительного процесса и многочисленных трансформаций мысли возникла новая философская концепция, а потом и намерение о публикации. При этом я не задавался целью заслужить ученые степени или тем более осчастливить человечество. Хотел лишь поделиться своими соображениями, заслуживающими, на мой взгляд, некоторого внимания.
 
- Ваша профессиональная деятельность как-то повлияла на формирование философских взглядов?
- Свыше 20 лет я посвятил государственной службе. Эта работа дает хороший жизненный опыт, понимание социальных явлений, знание принципов деятельности государственного аппарата. Она требует критического отношения к получаемым сведениям и четкого изложения своих мыслей. Думаю, что если бы сосредоточился исключительно на философии, мог бы превратиться в кабинетного затворника, оторванного от действительности. В моем же случае практика дополняет теорию, а теория помогает практике.
 
- Перейдем к самой книге. Она называется «Объективный реализм. Опыт самостоятельного осмысления реальности». Очень глубокое, емкое название. Почему именно так Вы назвали книгу?
- Диалектический материализм категорически заявляет о том, что все на свете состоит из материи. В то же время он разделяет явления на материальные и идеальные; говорит о процессах концентрации и рассеивания материи; признает наличие «антиматерии». Эти противоречия никак не объясняются и приводят потом к серьезной путанице. Я же считаю наиболее приемлемым обозначением всего, что нас окружает, понятие «объективная реальность» (человек является частицей этой реальности и способен ее познавать). Доказываю, в частности, что помимо материи есть другие самостоятельные физические субстанции - вакуум, пространство, время и энергия. Есть метафизические объекты, например человеческий разум, осознающий свое «я» и управляющий организмом-носителем. И самое главное, в реальности есть Бог - Творец и Вседержитель.
 
- Вы доказываете факт существования Бога или просто верите в него?
- Отношение к Богу со стороны людей включает в себя три возможных варианта: атеизм, то есть полное непризнание Бога; слепая вера без доказательств; и осмысленное знание. Атеисты, как правило, разумных доводов не приемлют, считая, что все на свете происходит само по себе. Веру можно поколебать - так и бывает, например, когда человек попадает в трудную ситуацию и думает, что Бог от него отвернулся, а потом и вовсе приходит к безбожию. Я же пришел к пониманию Бога через цепочку логических доказательств, основанных на жизненных реалиях. Такое знание сильнее веры и открывает перед нами огромные возможности. Впрочем, об этом я подробно пишу в своей книге. 
 
- Вы говорите об эффективных методах познания. Что Вы под этим понимаете?
- Пути, по которым к нам поступает информация, известны. Это непосредственное (эмпирическое) познание; информационные операции, проводимые нашим сознанием; и опосредованное познание, когда мы получаем сведения от других носителей знаний. В каждом случае должны соблюдаться определенные условия и правила (о них я пишу) - тогда мы неизбежно приходим к истине. Кстати, «краеугольным камнем» объективного реализма является утверждение о том, что различных мнений по отношению к одному и тому же предмету познания может быть сколько угодно, истина же всегда одна. В комнате есть кошка или ее там нет - третьего не дано. Плюрализм мнений в данном случае неуместен. (Если такой «плюрализм» умещается в одной голове, значит, это шизофрения.) Критерием же истины является наш личный и общественный опыт, в том числе результаты научных исследований. А также правильно проведенные информационные операции.
В отношении «нетрадиционных» способов получения информации: предчувствий, озарений, ясновидения и так далее - могу сказать, что «с ходу» их не отвергаю, но в своей работе не рассматриваю, как недостаточно изученные.
 
- В конце книги Вы приводите большой список литературы. Кто из философов и ученых является для Вас если не «столпом истины», то заслуженным авторитетом? Чьи мысли Вы развиваете в своей книге?
- Человечество обладает огромным массивом полезной информации. В работах разных философов, ученых других направлений и даже в религиозных источниках много мудрого и ценного. Читая и цитируя их, отдаешь должное высоте интеллекта людей, которые все это писали. Даже не буду кого-то выделять особо. Однако одна или несколько здравых мыслей далеко не всегда служат гарантией объективности всей информации, поэтому читать надо критически. Что касается философии, то диалектический материализм как раз и представлял собой очередную попытку создать целостную и научно обоснованную картину мира. Но, на мой взгляд, высоту взять не удалось, что и послужило для меня еще одним стимулом к самостоятельному творчеству.
 
- Исследуя социальные процессы, Вы приходите к понятию рационального общества. Это новая национальная идея?
- На мой взгляд, говорить о национальной идее нелепо. Помните, еще И'. Ильф и Е. Петров высмеивали подобную лаконичную постановку вопроса: «Ваше политическое кредо? Всегда!» Речь справедливо вести не об идее, но об идеологии общества. Вот у любого человека есть мировоззрение, без него он - растительное существо. А мировоззрение общества называется идеологией. Рациональная идеология должна отражать взгляды здоровых слоев общества (тогда ее не придется навязывать нормальным людям), быть предметной и максимально приближенной к реальности. Она включает в себя оценку истории государства; признание ошибок и констатацию достижений; видение текущей внутренней ситуации и перспектив развития; взгляды на международное положение и принципы взаимоотношений между государствами. А также непременно основы этики; морали; права; государственного и общественного устройства и функционирования. Идеология определяет политику и суть законов. Таким образом, идеология - информационная модель разумного живого организма; стержень, консолидирующий общество; программа существования и необходимый элемент воспитания людей.
 
- Как бы Вы описали портрет своего читателя, для кого Ваша книга?
- Я писал свою книгу, не имея в виду кого-то развлечь и поспособствовать
«убить время». Для того есть иная литература, и вообще существуют другие занятия. К сожалению, читать в наше время стали меньше. Изменилась и «номенклатура» востребованной литературы в сторону «легкого жанра» - в Вашем журнале на этот счет публикуются серьезные исследования. Но я ведь и не считаю, что каждый человек должен детально разбираться во всех философских теориях и читать в подлиннике Канта или Гегеля, так же как не всем обязательно быть высококлассными математиками, физиками, биологами или историками. Речь идет о минимуме знаний, необходимых в жизни. Понимая это, я намеренно отошел от чисто научного стиля изложения, постарался быть максимально лаконичным и адресую свою работу всем интересующимся вопросами философии и естествознания. Причем хочу подчеркнуть, что объективный реализм - не отвлеченное мудрствование, а теория, имеющая практическое значение. Конечно, со мной могут соглашаться или спорить (хорошо, если предметно и доказательно). Но понять написанное способен любой разумный человек. Другое дело, если в доме всего одна книга, да и та - «О вкусной и здоровой пище»; значит, никакая философия там не нужна.
 
- Каково основное послание, которое Вы вкладываете в книгу, самая главная ее мысль?
- Я призываю читателя думать. Думать самостоятельно и непредвзято. Не спешить с оценками и не поддаваться эмоциям. Чем больше будет думающих людей, тем лучшие возможности к самосовершенствованию обретет общество.
 
- Эта книга встряхивает мозги. Вы рассчитываете заставить читателя оторваться от повседневности и задуматься над серьезными вопросами?
- Я надеюсь. Хотя не являюсь профессиональным литератором и не могу сам оценивать, насколько интересно все изложено. Тем более предмет все-таки непростой. Однако пытаться достучаться до людей нужно. Иначе любое творчество лишается смысла. 
Журнал "Книжная индустрия" №6 (148), июль-август, 2017

Автор
Зотов Сергей Сергеевич
Живет и работает в Москве.

По образованию юрист. Свыше двадцати лет посвятил государственной службе.
Государственный советник юстиции 3-его класса. Имеет публикации по юридической тематике.

Философию изучал в институте, а затем и самостоятельно.
Упомянутая книга — итог многолетней работы.